subbotnik

Календарь для евреев-субботников на 5777 год

В преддверии праздника Рош ha-Шана организация "Шавей Исраэль" выпустила календарь на наступающий 5777 год для евреев-субботников (геров) на Юге России и в странах бывшего СССР. В календаре указано время зажигания свечей в местах компактного проживания геров - поселке Высоком (Россия), Кривом Роге (Украина) и Бейт Шемеше (Израиль). Он проиллюстрирован видами Святой Земли с цитатыми из Писания, а также фотографиями из жизни современных общин евреев-субботников.

Скачать в формате pdf
subbotnik

Людмила Жукова "Сюжет о выборе веры и русские иудействующие"



Религиовед Людмила Жукова рассказывает о том, как знаменитый сюжет о выборе веры трансформировался в рассказах русских субботников, по какой причине герои этих рассказов выбирали иудаизм, насколько можно доверять подобным нарративам и какую награду субботники чают получить за правильно сделанный выбор.
subbotnik

Рав Беньямин Кац «Непогасшие искры. Пленные евреи и русские субботники»

Общины субботников представляли собой разрозненные полуподпольные группы, не имевшие между собой никакой связи. Часто сведения, которыми они располагали об иудаизме, были очень скудны. Поэтому обряды и формы проведения молитв часто устанавливались местными наставниками и порой были очень далеки еврейских. Однако главные черты еврейской религии соблюдались. Субботники повсеместно практиковали обрезание, соблюдали субботу, не ходили в церковь, признавали развод, гнушались всеми христианскими таинствами. Пасху они праздновали по-еврейски и не поклонялись иконам, называя их идолами.

Все, когда-либо писавшие об иудействующих, (а это почти всегда были либо православные миссионеры, либо советские «научные атеисты») отмечали высокий моральный уровень сектантов. Субботники повсеместно трудолюбивы, пьянства и разврата не знают, грамотны и очень привержены к чтению. Они приветливы, гостеприимны, живут зажиточно, охотно оказывают помощь, как своим единоверцам, так и православным, по отношению к которым ведут себя сдержанно и уступчиво, не уклоняются от участия в мирских повинностях. Сектантские села резко контрастировали с соседними, православными. Интересно, что самые бедные и экономически отсталые уезды Воронежской губернии (Задонский, Землянский и Нижнедевицкий) были оплотом православной церкви и отличались, по данным церковных властей и полиции, отсутствием сектантов.

Первые общины иудействующих: http://toldot.ru/tora/articles/articles_28208.html
Субботники в Каширском уезде Тульской губернии: http://toldot.ru/tora/articles/articles_28279.html
Общины субботников в XX веке: http://toldot.ru/tora/articles/articles_28280.html
ch-rho

«Растили нормальную девушку, а она начинает варить борщ»



В Мексиканской долине Гваделупе бросаются в глаза дома с необычными здесь двускатными крышами, а в одном из них привлекают внимание предметы русского быта и даже самовар. Здесь уже больше века живут молокане — потомки переселенцев из Российской империи.

http://www.nat-geo.ru/travel/787095-rastili-normalnuyu-devushku-a-ona-nachinaet-varit-borshch-kak-umirala-russkaya-koloniya-v-meksike/#full
ch-rho

Молокане в Мексике



Про общины молокан в Бразилии и Уругвае написано много. Но мало кто знает, что поселения молокан были и в такой латиноамериканской стране, как Мексика. Вольнолюбивые молокане жили в одном из самых горячих штатов Мексики — Нижней Калифорнии, много чего достигли, но были вынуждены мигрировать в США из-за начавшихся притеснений.

http://rabkor.ru/columns/edu/2015/11/24/molokans-in-mexico/#prettyPhoto
kippah

Что ждет субботников?

На всей территории бывшего СССР осталось более 10 тысяч человек, которые называют себя субботниками.
Поистине, нет в мире совершенства. Многие евреи, несмотря на то, что закон на их стороне, и они в любой момент могут переехать в государство Израиль даже ради того, чтобы держаться подальше от исламского террора в Европе, не торопятся это сделать. С другой стороны, целые группы людей, которые на протяжении десятилетий и даже веков бережно придерживаются иудейской веры, добровольно приняв ее, мечтают оказаться на Святой земле, но не могут. По одной причине. Их не хотят здесь видеть израильские чиновники.

Так, к примеру, было до последнего времени с выходцами из Эфиопии, когда семьи, приехавшие сюда в конце 80-х - начале 90-х, до сих пор не могут воссоединиться со своими родственниками, ожидающими своей участи в стране исхода. Так произошло и с герами-субботниками, которые в течение двух веков правдой и, в основном, верой служат иудаизму, приняв на себя все тяготы еврейской судьбы. Они в течение долгого времени имели право наряду с другими евреями репатриироваться в Израиль. Но вот уже 10 лет подряд их лишают такого права. Чиновники МВД и Министерства абсорбции в те годы решили быть более осмотрительными из-за опасения, что вместе с настоящими герами в нашу страну могут просочиться и примкнувшие к ним. Иными словами, решили перестраховаться и не пускать никого. И это при том, что многие семьи субботников оказались разделенными. Часть осталась в России, другая - уже давно проживает в Израиле.

На всей территории бывшего СССР осталось более 10 тысяч человек, которые называют себя субботниками. Они проживают в Восточной Сибири, на Кавказе, на Волге и на юге России, в Воронеже. К примеру, многие из них проживают в деревне Высокий, в Воронежской области, откуда примерно половина жителей уже репатриировалась сюда. Они обосновались в Бейт-Шемеше и других местах. А вторая половина деревни до сих пор остается там и ждет дня, когда им позволят приехать в Израиль. Намечаются ли какие-либо изменения в их судьбе?

http://9tv.co.il/video/2015/11/28/59060.html
subbotnik

По стопам жития Христова



"Я веры иудействующей, именуемый субботник, утвержден на одном Ветхом завете (но талмудических преданий отнюдь не принимаю и даже крепко гнушаюсь ими), то есть иду по стопам жития Христова. Как по стопам его? Вот так! Христос признавал единого Бога, а сделанных руками человеческими богов не имел и не поклонялся им, и я так же. Христос был обрезан, соблюдал субботу, ел законом установленную пасху, и я так же, и так далее и далее".

Донсков А.А. "Письма П.М. Бондарева к Л.Н. Толстому".
ch-rho

Социнианство и иудаизантизм

Андрей Шпирт
Ф. Социн, нонадорантизм, иудаизантизм и иудаизм: о “своем” и “чужом” в польской радикальной реформационной мысли 2-й половины XVI в.


Развитие Реформации - принципа semper reformandi, протестантского догмата о sola scriptura и ренессансной филологии буквального понимания текста (Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский) - привело к тому, что уже в 30-ее гг. XVI в. в лице 20-летнего М. Сервета возникает антитринитаризм: учение, пересмотревшее традиционные тринологические формулы. В 50-60-ее. гг. антитринитаризм, благодаря его восприятию итальянскими “еретиками” - гуманистами, проникает в Центральную и Восточную Европу. В связи с несравнимо высоким для Западной Европы уровнем религиозной терпимости в этом регионе новому движению удается завоевать значительное количество сторонников среди протестантской шляхты (и отчасти даже среди городского населения) Польши, Моравии и Трансильвании. В этом уголке Европы антитринитаризм получил свое последующие развитие, дойдя практически до “крайней черты” христианской религии и воплотившись в унитаризме, нонадорантизме (учении, согласно которому Иисусу Христу отказывали в поклонении и почитании в молитвах) - как консервативном (основанном на приоритете Нового завета), так и радикальном (отдававшем приоритет Ветхому завету), - а также в т.н. “иудаизантизме”.
subbotnik

Еврейский Иван. Русские иудаисты из-под Воронежа

Originally posted by orei at Еврейский Иван. Русские иудаисты из-под Воронежа


Все писавшие когда-либо о субботниках непредвзято, будь то в прошлом или нашем веке, сходились в одном - это люди трудолюбивые, чистоплотные, незлобливые, свято оберегающие семейные устои (как рассказали мне жители Ильинки Светлана Моисеевна и Виктор Давыдович, разводов в селе всего ничего - 2-3, не больше, и то в последние годы).


Елизар Яковлевич Кончаков — лидер старейшего субботнического клана
В Ильинке живут геры, те, кто не будучи этническими евреями, полностью переняли иудейский обряд, Талмуд и Каббалу, и оттого считают себя евреями. Именно поэтому в их среде в начале 70-х гг. появились те, кто решил переселиться в Эрец Исраель. По законам Израиля они евреи, точно также, как считаются таковыми таты, фалаши, лалухи, и ... даже мексиканские индейцы, перешедшие в иудаизм. Да и в советских паспортах и метриках у многих ильинцев значится именно эта запись - "еврей", "еврейка". Так сложилось, что принимавшие иудаизм довольно быстро начинали осознавать себя евреями.

- Мы вечно презираемы за свое еврейство, - приходилось мне слышать почти от каждого собеседника в Ильинке.

Вот что в подтверждение этих слов, да и вообще об истории субботников можно прочитать в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона:

Collapse )